Создание инклюзивной среды - одна из актуальных задач государственной политики современной России в области образования. Обеспечение равного доступа к образованию всем обучающимся и организация учебного процесса с учетом их способностей, потребностей, особенностей психофизического развития является одним из значимых приоритетов инклюзии. Квалифицированная поддержка процессов обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями опирается на нормативную правовую базу.
Образование в РФ осуществляется в соответствии с законодательством РФ и нормами международного права.
Ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г. провозглашает право каждого человека на образование.
Декларация прав ребенка ООН от 20.11.1959 г. Принцип 7 «Ребенок имеет право на получение образования…»
Данное право конкретизировано в отношении детей-инвалидов в Конвенции о правах ребенка 1989 г. Согласно ст. 23, признается, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Согласно ст. 28 этой Конвенции, признается право ребенка на образование. Ст. 29 регулирует принципы образования.
Декларация о правах умственно отсталых лиц принята резолюцией 2856 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 20 декабря 1971 года «Умственно отсталое лицо имеет право на образование, обучение».
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования принята 14 декабря 1960 года Генеральной конференцией ООН.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан РФ. В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование.
С целью создания дополнительных гарантий обеспечения, защиты и развития прав людей с инвалидностью в России была ратифицирована Конвенция о правах инвалидов (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов"). Основным документом, касающимся вопросов получения образования людьми с инвалидностью, стал Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В настоящее время решение вопросов, связанных с реализацией прав граждан на образование строится с учетом существования 4 уровней:
Федеральный уровень
Региональный уровень
Местный уровень
Уровень того или иного образовательного учреждения
Каждый уровень издает нормативные документы в пределах своей компетентности.
Законы Российской Федерации, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования:
- Федеральный закон от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ (с изменениями и дополнениями на 06 апреля 2015г.) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
- Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" №124-ФЗ от 24 июля 1998г. (с изменениями и дополнениями на 02 декабря 2013г.);
- Федеральный закон "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" №46-ФЗ от 03 мая2012г.;
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ от 29 декабря 2012г. ( с изменениями и дополнениями на 02 мая 2015г.);
- Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации от 02 июля 2013г. №185-ФЗ.
Акты Президента Российской Федерации, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования:
- Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" утверждена Указом Президента РФ №271 от 04 февраля 2010г.;
- "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" - указ Президента РФ №761 от 01 июня 2012г.;
- "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки"- указ Президента РФ №599 от 07 мая 2012г.
Акты Правительства Российской Федерации, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидностью на получение образования:
- Распоряжение Правительства Российской Федерации "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования на 2013-2020 годы" №792-р от 15 мая 2013г.;
- Постановление Правительства Российской Федерации №297 от 15 апреля 2014г. "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы".
Акты федеральных органов исполнительной власти, регламентирующие право лиц с ОВЗ и инвалидов на получение образования:
Приказы Министерства образования и науки российской Федерации:
- "Об утверждении Положения о психолого - медико - педагогической комиссии" от 20 сентября 2013г. № 1082;
- "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования" от 08 апреля 2014г. №293;
- "Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" от 22 января 2014г. №32;
- "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования" от 30 августа 2013г. №1014;
- "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" от 30 августа 2013г. №1015;
- "Об утверждении Порядка организации и осуществлении деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" от 29 августа 2013г. №1008;
- "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" от 25 декабря 2013г. №1394;
- "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" от 26 декабря 2013г. №1400;
- "Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выда
чи лицам с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам" от 14 октября 2013г. №1145;
- "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" от 17 октября 2013г. №1155;
- "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" от 06 октября 2009г. №373;
- "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" от 17 декабря 2010г. №1897;
- "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования" от 17 мая 2012г. №413.
Письма с разъяснениями в субъекты Российской Федерации:
- Письмо Минобрнауки России "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми - инвалидами" от 18 апреля 2008г. №АФ-150/06;
- Письмо Минобрнауки России " О коррекционном и инклюзивном образовании детей" от 07 июня 2013г. №ИР-535/07;
- Письмо Минобрнауки России "Об итоговой аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" от 09 апреля 2014г. №НТ- 392/07;
- Письмо Минобрнауки России "О порядке получения образования воспитанниками детских домов - интернатов" от 26 мая 2014г. № ВК-1048/07;
- Письмо Минобрнауки России "О государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, адаптированным для обучения лиц с умственной отсталостью" от 20 августа 2014г. № ВК-1748/07;
- Письмо Минобрнауки России "О центрах психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи" от 14 июля 2014г. №ВК-1440/07;
- Письмо Минобрнауки России от 10 февраля 2015г. №ВК-268/07 "О совершенствовании деятельности центров психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи" (вместе с "Рекомендациями Министерства образования и науки РФ органам государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по совершенствованию деятельности центров психолого - педагогической, медицинской и социальной помощи");
- Письмо Минобразования РФ от 27 марта 2000г. № 27/901-6 "О психолого - медико -педагогическом консилиуме (ПМПК) образовательного учреждения".
Методическое пособие для обучения (инструктирования) работников учреждений и организаций по вопросам обеспечения доступности для инвалидов услуг и объектов, на которых они предоставляются, оказания при этом необходимой помощи.
(Пособие размещено на официальном сайте Минтруда России:
http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/handicapped/108)
Проблема помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в настоящий момент является одной из важнейших в Российской Федерации. В ДОУ воспитание и обучение ребёнка-инвалида ведётся по индивидуальным планам, утверждённым педагогическим советом учреждения, в основе которых лежит общеобразовательная программа ДОУ.
Паспорт доступности объекта для лиц с ограничениями жизнедеятельности
План мероприятий по работе с детьми с ОВЗ
Материально-техническое обеспечение для детей-инвалидов и детей с ОВЗ
Модель инклюзивного образования ДОУ
Практика работы воспитателя Яричиной Людмилы Игоревны с ребёнком с диагнозом ДЦП с нарушением моторной функции рук (презентация практики)
Модель психологической службы ДОУ
Адрес: 662544, Красноярский край, г. Лесосибирск, м-он «Строитель» 60. Телефон: (8-39-145) 2-87-74, E-mail: lesdou42@mail.ru